Можно ли дарить ножи в подарок
Ничто так не портит жизнь русскому мужчине, как бабье суеверие. Взять те же ножи. Ведь нет в наших необъятных широтах ни одного, даже самого хлипкого и миролюбивого мужичонки, который бы был к ним абсолютно равнодушным.
Будь он трижды заумным ботаном, подслеповатым от поедаемых толстенными томами книг. Будь он четырежды ленивым диванным пивопийцей, коему тапки, танки, телевизор давно уже заменили природу, охоту, рыбалку и все мужиковские слабости, под кодовым названием «от благоверной подальше». Стоит кому-то из них оказаться на условиях самообслуживания в жениной святая святых, с начищенной до блеска мойкой и звонкими посудными шкафчиками наедине. Стоит попытаться одолеть плохонький кухонный нож, упорно не желающий отделять от ещё тёплой хлебной буханки аккуратный ломоть с хрустящей корочкой, как в душе сначала зародится непонимание. Как она это делает? А затем разразится буря гнева. Где в этом мужезабытом углу оселок? Где отточенный клинок с приятно холодящей ладонь удобной рукоятью? А его нет, как нет. И, что самое обидное, рассчитывать, вдруг, подарят – не приходится. Потому как, будь она неладна, дурная примета. Остаётся либо победить внезапным кавалерийским набегом лень и самому наконец-то сподвигнуться на сияющую сталью покупку, либо…
Занавес! Оставим несчастного один на один с тоской, под рвущийся из груди обречённый стон, что с песней спутает лишь бездомный пёс в полнолунье, да и тот с крайней голодухи. Пусть страдалец сам бодрит свои подёрнутые жирком мужские рефлексы. А мы отправимся к тем, кто менее зависим от глупых вымыслов и способен дать положительный ответ на вопросы: можно ли дарить ножи в подарок и дарят ли ножи в подарок без опасений за здоровье, счастье, дальнейшие отношения и… Жизненных катастроф мировой фольклор прочит немало, осталось выяснить, так ли они неизбежны?
Примета есть, а про нашу ли она честь?
Как известно, своя рубашка ближе к телу, потому, в первых строках речь поведём исключительно о соотечественниках, то бишь, о русском мужике со всеми его сформировавшимися не сегодня особенностями национального характера.
Исконно русским изобретением нож никак не назовёшь, его ещё пещерные наши предки изобрели, от того жесткой территориальной прописки сей предмет не имеет. Первые письменные воспоминания о ноже на Руси датируются IX - XII веками, то есть упоминаются иногда и вскользь в старейших из дошедших до нас летописных сводов. А так, как летописи составлялись не где-то, а в православных монастырях, откуда и пошла письменность и вообще учёность, то никакими магическими свойствами ножи в них не наделялись и наделяться не могли.
Что касается русского человека в дохристианский период. Острый металлический друг ему был, несомненно, известен. Причем, как следует из передававшихся из уст в уста народных преданий, знакомы с ним были в равной степени мужчины, женщины и дети. Нож считался атрибутом свободного человека, на поясе он висел у каждой и каждого, кто вырос из младенческих пелен и научился ходить самостоятельно. Времечко-то, чай, спокойствием не баловало, да и с прочими приспособлениями для комфортного быта тогда ещё было не густо. А так как языческие верования наделяли магизмом всё и вся, ножу тоже достались иррационально-потусторонние свойства.
Верили славяне-язычники в то, что свой нож нельзя давать в чужие руки, ибо он способен передать чужаку силу хозяина. По той же причине нож боялись терять. Верили, что нож может защитить от вражьих колдовских происков. На ноже клялись самыми страшными клятвами. Через нож осуществляли помолвки, если можно так назвать обряд, при котором жених дарил нож невесте, а если она его принимала, то значит соглашалась на совместную жизнь. Беременная женщина прятала нож под лежанку, на которой спала, чтобы ребёнок родился сильным и здоровым. Нож клали в колыбель к младенцу, как оберег от внезапной смерти и злых сил. Нож втыкали в подоконник или в косяк над дверью, чтобы защитить дом от вторжения разбойников, грабителей и всего лихого люда. И, наконец, нож буквально забирали с собой в могилу, о чем свидетельствуют археологические находки, при раскопках древне-славянских захоронений.
Тому, что нож нельзя дарить, исконно русских объяснений нет. Мало того, есть письменные свидетельства, что в более поздний период, когда Русь постепенно становилась централизованным государством, нож, как и любое холодное оружие, стал считаться особенно ценным подарком, который князья, а позже и цари старались преподносить особо отличившимся ратникам и всем, кто заслуживал высочайших почестей и уважения.
И кстати, отголоски этой традиции дошли до наших дней, вопреки всем невесть откуда взявшимся приметам. Достаточно вспомнить дарственный кортик, вручаемый в день присвоения офицерского звания, или подарочный нож, которым сибиряки и кавказцы в обязательном порядке одаривают счастливых отцов по случаю рождения сына.
Кто оклеветал клинок?
Так почему же в наше время за ножом закрепилась недобрая слава «плохой подарок»? Единого мнения на этот счёт нет. Назвать точный день и час, когда свершилась сия несправедливость, сейчас уже возможности тоже не представляется. Но можно смело предполагать, что на территория государства российского её ввезли иноземцы, те, чьи национальные традиции разительно отличались от наших собственных. А таковых было и есть даже в ближайшем нашем соседстве предостаточно.
Нельзя дарить ножи, как любое холодное оружие, в Китае и некоторых арабских странах. Здесь опасаются, что дарственное лезвие вмиг перережет дружеские связи. Преподнесённый нож расценивается, как желание ссоры, дерзкий вызов и навязчивая провокация.
В Монголии, со времён Чингисхана и по сей день, свято чтут запрет переступать порог юрты, имея при себе хоть какой-то острый предмет. Даже собственный нож гость обязан извлечь из ножен и оставить перед входом в жилище, в противном случае, его мирные намерения вызовут сомнения. Подарить нож – это сродни открытому объявлению войны.
Воздерживаются от дарения ножа педантичные немцы и чопорные англичане. Осевшие в их сознании пережитки мрачного средневековья, леденят кровь недобрым предчувствием, мол, подаренный острый предмет обязательно когда-нибудь окажется в теле того, кому его невзначай всучили. Понять их опасения можно, во времена лоскутных европейских государств, когда сосед к соседу заходил лишь с целью оттяпать часть земельного владения, а лучше укокошить хозяина, чтобы дробить его и без того тесный феод не пришлось. При столь добрососедских отношениях, от ножичка в руках гостя ничего хорошего ждать не приходилось. Потому и сейчас, будь поднесённый хозяину нож самым дорогим и распрекрасным, его дарителя заподозрят в чём угодно, кроме доброты душевной и тёплых дружеских чувств.
Нож в подарок – хорошо!
Наций и народов в этом нисколько не сомневающихся тоже хватает. Для жителя Средней Азии подарка лучше, дороже и престижней ножа не существует. Отточенное лезвие здесь считается мощнейшим амулетом от всех невзгод и несчастий. Нож дарят самым близким и дорогим людям, чтобы защитить, уберечь, показать свою любовь и привязанность.
Счастливые дарёные ножи, кстати, зачастую имеют самый мирный характер. В Узбекистане, например, всенародной любовью пользуется нож пчак (он же пичок или печак) – символ мужской чести. Бытовой инструмент отличается универсальностью: хоть дыню режь, хоть хлеб. И нарочитой роскошью оформления, по которой судят о достатке и статусе хозяина.
Пчак, подаренный отцу новорождённого младенца – забота о здоровье крохи, нож следует положить под подушку малыша, и он будет оберегать его сон. Пчак, подаренный юноше – сообщает о признании его совершеннолетия и принятии во взрослый мужской мир. Пчак, подаренный сыном отцу, говорит о безмерной любви и благодарности.
Желанный подарок нож и для японца, здесь ему тоже поручено сдерживать натиски всех возможных бед. Мало того, он ещё и способен прорубить, прорезать, расчистить путь к успеху и открыть новую счастливую страницу в неудачно складывающейся судьбе.
Особенно актуально получать такой подарок ко Дню рождения по достижению несчастливого возраста якудоси. У женщин-японок несчастливыми считаются 19-й, 33-й и 37-й годы жизни, а у мужчин – 25-й, 42-й и 61-й. Причём, возраст отсчитывают не с момента появления на свет, а со дня зачатия, то есть плюс девять месяцев к сделанной в роддоме записи.
Дарить можно, но всё же осторожно
Если посмотреть на надуманную проблему дурной подарочной символики ножа с позиции мужского здравомыслия, проблемы и нет совсем. От хорошего ножа, даже так себе простенького, ни один нормальный мужик не откажется. А если это клинок из дамасской стали или узорно-золочёный красавец от оружейников уральского Златоуста? Да, кто бы вообще в этот счастливейший из моментов жизни о каких-то там маловразумительных приметах думал?!
Но, если вдруг, случилось огорчение нарваться с острым подарком на какого-то излишне чувствительного индивидуума и разглядеть неподдельный суеверный ужас в глазах? Делать нечего, придётся нейтрализовать нежелательную реакцию. Даже если сами вы, как человек просвещённый, православный, разумный (нужное подчеркнуть) в приметы не верите, позаботиться о спокойствии ближнего не помешает. В конце концов, вы ведь планировали его порадовать, а не расстроить.
Отличный способ перехитрить суеверие и заполучить желанный подарок без опасений выдумали всё те же осторожные жители средневековой Европы. Англичане отдавали за преподнесённый им нож пол пенни, и подарок переставал быть подарком, переходя в разряд выгодных приобретений. Покупать ножи не только можно, но и нужно, в этом-то уж точно никто не сомневается. А раз так – опасаться сокрушительных последствий принятого подарка излишне.
Вежливые японцы в дипломатичных уловках подарочного этикета пошли ещё дальше. Вручая нож чужестранцу, они на случай, если вдруг тот не разделяет их оптимизма по поводу режущего презента, прилагали к нему мелкую монетку, которой адресат подарка, в случае возникновения сомнений, мог бы с ними расплатиться незамедлительно, без судорожного ощупывания собственных карманов.
Дарите ножики, дарите!
Охотничьи и туристические, сабли и мечи, кинжалы и кортики. Ко всем праздникам, личным, семейным, производственным и только что вами выдуманным. Воспитанный в уважении к свободе, оружию и предкам русский витязь несказанно обрадуется. Что касается мужчин других земель и уделов, в чужой монастырь, говорят, со своим уставом не ходят. Мнение людей иной веры и нравов уважать нужно и важно, но идти на поводу чужих традиций вовсе не обязательно.