Берестяные мануфактуры
Берестяные мануфактуры: происхождение, традиции, современность.
Береста - это уникальный природный материал, из которого наши предки изготавливали все необходимое для жизни. Без бересты невозможно было представить славянский быт в прошлые века, когда никто не слышал о научно-техническом прогрессе. Если есть береста, значит, будет одежда, обувь, аксессуары, мебель, кухонная утварь, игрушки и крыша над головой. Хорошо жилось людям вблизи березовых рощ, поскольку они были обеспечены всем необходимым для жизни. На бересте спали, в бересту одевались и обувались, в ней хранили продукты, ею отделывали дома и изготавливали лодки. Вся жизнь проходила в окружении бересты, поэтому берестяные мануфактуры росли, как грибы после дождя. Самое интересное, что и сейчас, в век айфонов и айпадов, этот материал не теряет своей актуальности – интересно, почему?
Как люди открыли для себя бересту: происхождение берестяного промысла
Берестой называют кремово-розовые слои березовой коры, которые скрываются под наружным белым слоем. Этот прочный и гибкий материал, не пропускающий воду и не поддающийся гниению, содержит ионы серебра, которые обеспечивают ему бактерицидные свойства. Если учесть, что береста снимает головную боль, снижает давление и оздоравливает весь организм, становится понятно, почему из нее делали детские колыбели, шили сарафаны, шапки, лапти и сапоги, мастерили кровлю, писали на берестяной бумаге письма, изготавливали емкости для хранения круп, мяса, рыбы, молочных продуктов и меда, алкогольные наборы из бересты. Парное молоко в берестяной бутылке не прокисало в полуденную жару, а дому, утепленному берестой, были не страшны никакие морозы.
Заготавливали бересту в первые дни лета, когда она наиболее мягкая, гибкая, сочная и легко отделяется от коры. Если делать это правильно, то следующие слои ствола дерева не повреждаются, и береза быстро восстанавливается.
Берестяные изделия изготавливались несколькими способами – из цельной бересты в виде цилиндра (сколотень), из цельных кусков бересты, скрепленных между собой, из плетеной бересты, а также из кусочков березовой коры, сшитых корнем ели, ивы или сосны.Несмотря на то, что берестяные изделия не нуждаются в дополнительном оформлении благодаря живописной бархатной текстуре, народные мастера украшали их резьбой, тиснением, расписывали красивыми узорами и декорировали камнями.
Берестяные мануфактуры на Руси
Первые предприятия по созданию берестяных изделий появились в XVIII веке – в это же время стали развиваться и совершенствоваться технологии обработки и украшения бересты. Один из самых первых заводов был расположен в Шемогодской волости недалеко от Великого Устюга, а местная прорезная береста, украшенная стильным орнаментом, славилась на всю Россию. Из прорезной бересты делали шкатулки, шляпные коробки, дорожные саквояжи, туески, блюда, чайницы, табачницы, кофейные наборы, папиросницы и штофы, большинство из которых отправлялись за границу.
В Вятской и Вологодской губернии были открыты берестяные фабрики по производству туесов и тростей, которые с удовольствием скупали зажиточные горожане. Олонецкие мануфактуры специализировались на веревках и конской упряжи из бересты, а мелкие предприятия Лодыгинской, Волосовской и Нифонтовской волостей поставляли туеса на городские ярмарки в промышленных масштабах.
На реке Чусовой был расположен огромный завод, считавшийся крупнейшим центром берестяных промыслов Прикамья, где изготавливались туеса с тисненым орнаментом, декоративной росписью и переводными картинками. В Томске и Тобольске помимо туесов мастера делали «киски» - плетеные ковры из бересты, защищающие от дождя. Сибиряки также специализировались на берестяных ручках для ножей, поплавках для удочек и рыболовных сетей.
В дореволюционной России бурачным (туесовым) промыслом занимались около 120 тысяч мастеров – это занятие считалось источником неплохого заработка и приносило доход Российской империи.
Как современный берестяной промысел стал искусством
Современные центры берестяного промысла – это, конечно, Великий Устюг, север России вместе с Архангельском и Якутией, Новгород, Вологда, Ярославль, Урал и Сибирь (Томск и Новосибирск). Однако возрождение берестяного искусства началось лишь в 70-х годах прошлого века, когда появилось новое поколение мастеров, которые не просто следовали старинным традициям в обработке бересты, но переосмысляли их, создавая новые технологии и формы, используя нестандартные материалы и украшения. Например, современные якутские мастера декорируют берестяные изделия бисером, конским волосом, ивовыми прутьями и металлическими элементами. Уральские народные умельцы впервые стали шпаклевать бересту, делая туеса, сосуды и шкатулки, имитирующие яшму, малахит и другие полудрагоценные камни. Продукция берестяной мастерской «Сонмище» из Кузбасса славится качеством и оригинальностью продукции – сибирские мастера делают на заказ домашнюю утварь, музыкальные инструменты, украшения и декоративные панно, используя цветную тонировку, тиснение, оплетку, художественную роспись акварелью.
Многие мастера окрашивают туеса (после предварительной грунтовки) масляной краской, темперой и гуашью, после чего покрывают изделие лаком. Очень популярные технологии - ажурная резьба, наложенная на фон из разноцветного текстиля, фольги и бумаги, гравировка выжиганием и выскабливанием, лазерная резка и аппликация. Таким образом, берестяные ремесла оформились в одно из направлений искусства, а аксессуары и предметы быта из бересты, за которыми «охотятся» иностранцы, превратились в элитные подарки и сувениры.
В некоторых деревнях до сих пор в целях экономии вместо рубероида используют бересту, и это кровельное покрытие служит более сорока лет, несмотря на дожди, снега и морозы. Сохранение традиций берестяного промысла и обилие березы в наших лесах безмерно радует, поскольку если всем нам придется вернуться в каменный век, то берестой и прокормимся!